DataLife Engine > Страничка психолога

16.02.2015г.

САМОВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ


А.И.Бабаков,
кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта СССР

Воспитательные воздействия на личность юного спортсмена в спортивной педагогике традиционно рассматриваются как три взаимосвязанных процесса: воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Однако, все усилия тренеров, направленные на воспитание и перевоспитание, малоэффективны без руководства процессом самовоспитания - сознательной деятельности человека при помощи собственных усилий изменять и совершенствовать себя. Воспитание в его новом, современном понимании является не чем иным, как создание условий развития личности через самовоспитание.

Самовоспитание с полным правом можно отнести к самым древним, но всегда актуальным проблемам педагогической науки и практики. На заре человеческой цивилизации, когда педагогика, в том числе и такая ее отрасль, которая в настоящее время получила название спортивной или олимпийской педагогики, рассматривалась в русле философии, психологии, различных видах искусств и систем физического воспитания, самовоспитание носило несколько таинственный, замаскированных характер. Методика самовоспитания древнейших школ оказалась забытой. По сути, все формы индийской йоги, известные всем буддийские школы и монастыри, библейские заповеди по самосовершенствованию ума, чувств, нравственности, физических и волевых качеств являются веками проверенной системой самовоспитания.

В современных работах по спортивной педагогике и психологии в специальной литературе по методике знаний различными видами спорта с юными спортсменами значительное внимание отводится вопросам взаимосвязи воспитания и самовоспитания. Но, в силу разных причин, методика самовоспитания в педагогической науке и практике в бывшем Советском Союзе отрицала или игнорировала многие древние учения, особенно, если они были связаны с религией, философскими и психологическими взглядами, так называемых "буржуазных" ученых. Проблема воспитания и самовоспитания чаще всего связывалась с воспитанием дисциплинированности, коллективизма, воли и характера в соответствии с идеологией и политикой правящей партии и государства.

К сожалению, в учебных заведениях России, осуществляющих подготовку, тренеров и учителей физической культуры до сих пор не уделяется достаточного внимания изучению процесса самовоспитания, с точки зрения управления и руководства этим процессом. На наш взгляд, необходимо оказать помощь и в какой-то степени восполнить этот пробел.

Прежде всего юному спортсмену необходимо овладеть методами познания самого себя. Изучая себя, нужно детально и внимательно разобраться с различными состояниями своего сознания, психического и физического состояния организма во время спортивных тренировок, соревнований, отдыха и восстановления. Практика работы тренеров в сфере детско-юношеского спорта, анализ психолого-педагогических исследований и данные нашей экспериментальной работы позволяют выделить наиболее приемлемые методы самонаблюдения: определение самочувствия по пульсу, ритмам дыхания, различным реакциям; определению биоритмов (интеллектуального, эмоционального и физического); контроль за весом спортсмена; самооценка желания тренироваться и участвовать в соревнованиях. Применение указанного минимального комплекса самоконтроля и самонаблюдения является необходимым для ведения дневников самоконтроля, комплекс этих показателей может быть усовершенствован и расширен за счет использования специальных компьютерных программ.

Юные спортсмены независимо от вида спорта и спортивной квалификации постоянно пополняют свои знания, расширяют кругозор, обогащают свою память необходимыми сведениями. Всему этому способствует так называемое умственное или интеллектуальное самовоспитание. Для удобства составления программы интеллектуального самовоспитания рекомендуется составить индивидуально для каждого юного спортсмена схему, в которой отражается динамика изменения умственных качеств человека. Например, от медлительности мышления - к смекалке и находчивости, от прямолинейности мышления - к гибкости и логичности, от пассивности - к познавательной активности и т.д. Рекомендуется использовать специально разработанные правила для развития памяти, мышления, совершенствования умственных качеств.

Немаловажное значение для самовоспитания юных спортсменов имеет методика волевой и эмоциональной подготовки. Действительно, среди выдающихся спортсменов трудно найти слабовольных и эмоционально неустойчивых. В работе с юными спортсменами тренеры обучают их методам и приемам эмоциональной и волевой подготовки. Это самоприказ - четкая команда самому себе, которая является стимулом для выполнения какого-либо действия или проявления волевого усилия. Самовнушение - метод, основанный на воздействии словом, самопроговаривании целевой установки, преодолении робости, недомоганий. Самовнушение в сочетании с расслаблением, контрастным душем, самомассажем снимает усталость, восстанавливает силы, помогает мобилизоваться. Самопринуждение - метод, когда выполняется действие, так сказать, "через не хочу". Это особенно важно в работе с юными спортсменами. Самоодобрение - как метод самовоспитания юных спортсменов просто необходим. Он позволяет осмыслить проделанное, похвалить, поощрить себя, хотя этого никто и не слышит. Самоуспокоение - метод основанный на анализе своих ошибок и неудач, что неизбежно в спорте. Это приучает к объективности, учит умению настроиться на дальнейшую работу над собой, избежать отрицательного влияния эмоций досады, обиды, зависти и злости. Арсенал методов и приемов эмоциональной и волевой подготовки очень большой. В практической работе тренеров ДЮСШ в различных регионах России мы наблюдали такие, как: специально подобранная музыка, песни, танцы, дыхательные упражнения, водные процедуры, аутотренинг, а также применение лекарственных препаратов, витаминов, других стимуляторов.

Надо иметь в виду, что среди этих препаратов, есть и такие, которые временно эффективны, но в конечном счете могут нанести вред организму юного спортсмена.

Детальная разработка методики самовоспитания по каждому из указанных направлений требует учета возраста и пола юных спортсменов, специфики избранного вида спорта, уровня спортивного мастерства.

http://lib.sportedu.ru/press/sfa/1999n1-2/p37-38.htm 

13.01.2015г.

ИГРОМАНИЯ. 

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 

Т. Захарова, С. Медведева 

В современном мире компьютерные электронные системы проникли фактически во все сферы деятельности человека. С помощью компьютера мы получаем и ре­дактируем необходимую информацию, используем его возможности для развлече­ний, решаем бесконечное множество задач. Сегодня тем, кто не владеет компью­терной грамотностью, сложно найти работу, поэтому человек с малых лет учится работать с компьютером.

Однако такое положение вещей привело к тому, что в обществе сформиро­вался целый класс людей — компьютерных фанатов, единственной ценностью для которых является компьютер. По мнению экспертов Американской медицинской ассоциации, опасность стать зависимым грозит каждому, кто проводит за видеоиг­рами более двух часов в день. Это же касается тех, кто ночи напролёт «сидит» в Интернете.

Российская газета сообщает: «По данным социологов Фонда «Обществен­ное мнение», сегодня почти у трети россиян дома есть компьютер. Почти полови­на домашних машин (45 процентов) подключена к Интернету. Каждый день ком­пьютер включает половина опрошенных, ещё треть — как минимум несколько раз в неделю... Чаще всего участники опроса проводят за домашним компьютером

1-2 часа в день. Впрочем, каждый тре­тий пользователь заявил, что в те дни, когда он пользуется домашним ком­пьютером, он проводит за ним более 3 часов в день.

Большинство россиян (41 про­цент) считают, что наличие дома ком­пьютера само по себе не может поро­дить никаких проблем. Однако почти треть респондентов (31 процент) пола­гают, что проблемы с появлением в до­ме компьютера всё-таки могут возник­нуть. Отвечая на открытый вопрос об этих проблемах, респонденты чаще всего (18 процентов) говорили о воз­можном ухудшении здоровья пользо­вателей, в частности зрения (10 про­центов). Некоторые (5 процентов) уча­стники опроса опасаются «компьютер­ной зависимости», прежде всего у де­тей». В настоящее время в России око­ло 600 тысяч человек, зависимых от компьютерных игр, проводят за ними от 20 до 50 часов в неделю.

Сегодня врачи включают прист­растие к видеоиграм (или в психологи­ческой терминологии геймер-аддикции) в список официально диагности­руемых умственных расстройств.

Основными критериями, опреде­ляющими данное заболевание, специа­листы считают:

нежелание отвлечься от игры;

раздражение при вынужденном от­влечении;

неспособность спланировать окон­чание сеанса игры;

расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления игр и устройств компьютера;

игнорирование домашних дел, слу­жебных обязанностей, учёбы, отказ от встреч и договорённостей в ходе игры на компьютере;

пренебрежение собственным здо­ровьем, гигиеной и сном ради прове­дения большего времени за компью­тером;

злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

готовность удовлетворяться нерегу­лярной, случайной и однообразной пи­щей, не отрываясь от компьютера;

ощущение эмоционального подъёма во время игры;

обсуждение игровой тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Ребёнка (будущего аддикта) привлекает в игре:

наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа ни для ко­го, кроме него самого;

отсутствие ответственности;

реалистичность процессов и пол­ное абстрагирование от окружающего мира;

возможность исправить любую ошибку, путём многократных попыток;

возможность самостоятельно при­нимать любые (в рамках игры) реше­ния, вне зависимости оттого, к чему они могут привести.

Первое исследование феномена зависимости от компьютера было про­ведено в 1980-х годах английским психологом Робертом Сабби. Исследо­ватель выделил четыре стадии разви­тия психологической зависимости от компьютера и компьютерных игр.

Стадия лёгкой увлечённости. Человек получает удовольствие от иг­ры или работы за компьютером. Спе­цифика этой стадии в том, что она но­сит ситуационный, а не систематичес­кий характер. Устойчивая, постоянная потребность на этой стадии не сфор­мирована и не является значимой цен­ностью для человека.

Стадия увлечённости. Фак­тор, свидетельствующий о переходе на эту стадию формирования зависимос­ти, — появление в иерархии потребно­стей человека новой потребности — в компьютере. Время, проводимое за компьютером на этом этапе, принимает систематический характер. Если чело­век не имеет постоянного доступа к компьютеру, возможны достаточно активные действия по устранению препятствующих обстоятельств.

Стадия зависимости. Эта ста­дия характеризуется не только сдвигом потребности в компьютере на нижний уровень пирамиды потребностей, но и изменениями в ценностно-смыс­ловой сфере личности. Происходит из­менение самооценки и самосознания. Зависимость может быть социализиро­ванной (необходимость общения с еди­номышленниками, чаще компьютерны­ми фанатами) и индивидуализирован­ной. Для людей с индивидуализиро­ванной формой зависимости характер­ным является нарушение основной функция психики — она начинает отражать не объективную реальность, а виртуальную. Если в течение какого-то времени такой человек не имеет до­ступ к компьютеру, то он начинает чув­ствовать неудовлетворённость, испыты­вает отрицательные эмоции, впадает в депрессию.

Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием ком­пьютерной активности человека. Чело­век на этой стадии «держит дистан­цию» с компьютером, однако полно­стью оторваться от психологической привязанности к компьютеру не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зави­симости от скорости угасания привя­занности.

По данным специалистов, около 30% людей, увлекающихся компьютер­ными играми, злоупотребляют нахож­дением в виртуальности, а 10% — на­ходятся на той или иной стадии психо­логической зависимости.

Психологи утверждают: все иг­ры неодинаковы по силе и глубине влияния на личность человека, по ме­ханизмам формирования зависимости.

В 1988 году А.Г. Шмелёв разработал классификацию компьютерных игр в соответствии со степенью их влия­ния на человека. Эта шкала применя­ется психологами и сегодня. В соот­ветствии с ней выделяют: ролевые компьютерные игры — игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного ге­роя, игры с видом извне на «своего» компьютерного героя, руководитель­ские игры; неролевые компьютерные игры — аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, традиционно азарт­ные игры.

Наиболее опасными считаются ролевые игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерно­го персонажа. Только при игре в роле­вые компьютерные игры можно на­блюдать процесс «вхождения» челове­ка в игру, своего рода интеграцию че­ловека с компьютерным персонажем, а в клинических случаях — процесс утери индивидуальности и отождеств­ление себя с компьютерным персо­нажем.

Игры с видом «из глаз» «свое­го» компьютерного героя (игры от первого лица) характеризуются наи­большей силой «затягивания» в игру. Специфика здесь в том, что вид от пер­вого лица провоцирует играющего к полной идентификации с компьютер­ным персонажем, к полному вхожде­нию в роль. Через несколько минут иг­ры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играю­щего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концен­трируя внимание на игре, перенося се­бя в виртуальный мир. Геймер может совершенно серьёзно воспринимать виртуальный мир и действия своего ге­роя считать своими.

Игры с видом извне на «свое­го» компьютерного героя (игры от тре­тьего лица). Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследст­вие чего мотивационная включённость и эмоциональные проявления менее выражены по сравнению с играми с видом от первого лица.

Руководительские игры на­званы так потому, что в них играюще­му предоставляется право руководить деятельностью подчинённых ему ком­пьютерных персонажей. В этом слу­чае играющий выступает в таких ро­лях, как командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который ру­ководит историческим процессом.

При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единст­венный класс ролевых игр, где роль не задаётся конкретно, а воображает­ся играющим. Поэтому «глубина по­гружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хоро­шим воображением. Но мотивацион­ная включённость в игровой процесс и механизм формирования психоло­гической зависимости от игры здесь не менее сильны, чем в случае с дру­гими ролевыми играми.

Неролевые компьютерные иг­ры. В играх этого типа играющий не принимает на себя роль компьютерно­го персонажа, поэтому психологичес­кие механизмы формирования зависи­мости и влияние игр на личность чело­века имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игрока ос­нована на азарте «прохождения» и (или) набирания очков. Выделяют несколько подтипов:

Аркадные игры ещё называют «приставочными», так как они широко распространены на игровых пристав­ках. Сюжет, как правило, слабый, ли­нейный. Всё, что нужно делать играю­щему — быстро передвигаться, стре­лять и собирать различные призы, уп­равляя компьютерным персонажем или транспортным средством.

Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Моти­вация, основанная на азарте, сопряже­на здесь с желанием обыграть компью­тер, доказать своё превосходство над соперником (будь то машина или ре­альный человек).

К играм на быстроту реак­ции относятся все игры, в которых иг­рающему нужно проявлять ловкость. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, со­вершенно абстрактны, никак не связа­ны с реальной жизнью. Мотивация, ос­нованная на азарте (набрать как мож­но больше количество очков), часто формирует вполне устойчивую психо­логическую зависимость человека от этого типа игр.

Традиционно азартные игры. Мы употребляем в названии слово «традиционные», поскольку нельзя на­звать этот тип просто «азартными иг­рами» (почти все неролевые компью­терные игры по своей природе — азартные). Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, ими­таторы игровых автоматов, одним сло­вом — компьютерные варианты игро­вого репертуара казино. Психологиче­ские аспекты формирования зависи­мости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны.

Для различных типов личности вероятность попасть в зависимость от разного вида компьютерных игр нео­динакова. Можно выделить несколько типов игроков:

Игроки, ориентированные на сюжет. К этой группе лиц относятся люди, наибольший интерес для кото­рых представляет сюжет игры, воз­можность дойти до её логического кон­ца. За прохождением очередной игры с полным «выпадением» из реальности такой игрок может провести несколько часов, однако подобная зависимость носит краткосрочный характер — по­сле однократного прохождения игра становится неинтересна, и у геймера не возникает необходимости проходить её снова и снова. У такого игрока не вы­зовут устойчивого интереса логические игры, шутеры, симуляторы. Крайняя степень зависимости от игр, ориенти­рованных на сюжет, выражается в по­тере разборчивости в выборе жанра игр и переход на прохождение всего, что попадает аддикту в руки. Опасность в данном случае представляет выпуск многочисленных аддонов (дополнений) или серий игр.

Игроки, ориентированные на процесс. Для этого типа личности представляет интерес участие в игро­вом процессе как таковом. Такой иг­рок не останавливается, когда основ­ная сюжетообразующая часть игры пройдена, он ищет способ «растянуть удовольствие», например, самостоя­тельно конструирует для себя уровни (в случае off-line игр). Но наиболее опасными для человека, ориентиро­ванного на процесс, являются практи­чески бесконечные on-line игры, так как игровая среда здесь меняется с по­явлением новых он-лайн игроков. Опасность усугубляется ещё и тем, что, играя по сети, геймер попадает в круг таких же заинтересованных лиц, а зна­чит получает необходимый ему круг общения. Зависимость у игроков появ­ляется достаточно быстро и является более длительной.

Игроки, ориентированные на результат (или азартные игроки). По­добными людьми движет желание за­нять первое место в состязании, на­брать наибольшее количество очков, открыть все дополнительные возмож­ности игры. Интерес могут вызвать та­кие хорошо известные любому челове­ку игры, как Тетрис, а также сетевые шахматы, интернет-казино — всё, что связано с подсчётом очков или воз­можностью одержать победу над со­перником. Зависимость у игроков, ори­ентированных на результат, — наибо­лее устойчива и может длиться в тече­ние всей жизни, проявляясь с разной степенью интенсивности.

Постоянная игра губительна не только для социальной жизни челове­ка: потеря денег, работы и отчисление из образовательного учреждения — только «цветочки» по сравнению с по­следствиями для физического и психи­ческого здоровья человека. К физическим последствиям относят «синдром карпального канала» (на последней стадии которого проявляется атрофия мышц ладони); сухость в глазах; голо­вные боли по типу мигрени; боли в спине; расстройства пищеваритель­ной системы, связанные с нерегуляр­ным питанием, расстройства сна.

Но это далеко не всё, что грозит игроману. После 7 дней игры в «Warcraft» китайская девочка умерла от исто­щения.

Несмотря на то, что проблема геймер-аддикции для России является новой, сегодня уже появляются реаби­литационные центры по работе с интернет-зависимыми и зависимыми от компьютерных игр людьми. Однако на государственном уровне конкретные меры ещё не разработаны, поэтому об­ратимся к мировой практике. Так, в Финляндии начала работу новая служба, помогающая страдающим игроманией получить профессиональную дистанционную помощь специалистов. Данная модель рассчитана на восемь недель и предполагает самостоятель­ную работу с подключением к Интер­нету, что позволяет пациенту нахо­диться в постоянном контакте с терапевтом. Также для таких больных пре­дусмотрена отсрочка службы в армии. «Для людей, ночами напролёт играю­щих в игры, не имеющих иных хобби и друзей, армейская служба может оказаться слишком большим шо­ком», — говорит командор-капитан Йирки Кивелы.

В Китае созданы два центра для лечения подростков от интернет-зави­симости. Одно заведение применяет жёсткий метод — военную муштру, которая, по мнению китайских специа­листов, помогает преодолеть зависи­мость от сетевых игр, увлечения пор­нографией и виртуальным сексом. Второй центр похож на летний лагерь. Там лечат от депрессии, страха, воз­буждения и нежелания общаться с другими людьми. Помимо принуди­тельного лечения от зависимости, ведётся борьба с открытием новых интернет-кафе и распространением компьютерных игр с элементами на­силия.

Мы не призываем Россию при­нять одну из существующих моделей. Оптимально было бы разработать соб­ственные модели борьбы с этим неду­гом. А пока остаётся один проверен­ный способ — отвлечь подростков от электронных игр, пока они не стали для них заменой реальности; показать, что существует масса занятий помимо компьютера, которые не только позво­ляют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализу­ют психологическое состояние.

30.12.2014г.

Рекомендации для родителей.

Как научить ребенка побороть страх.

Страх необходим каждому. Если Ваши дети умеют вовремя застыть на месте и не броситься в лицо опасности, это может спасти их жизнь. Так же важно научить ребенка быстро бегать и прыгать, чтобы он не попал под несущуюся машину, или резко свернувший велосипед. В нашем безумном мире нужно опасаться слишком дружелюбных незнакомцев, или людей, которые ведут себя странно.

С другой стороны, сильная боязнь может превратиться в серьезный недостаток - дети должны уметь разговаривать со взрослыми, постоять за себя и высказывать свое мнение в обществе. Дети должны понимать, что мир - безопасное место, если избегать опасностей. Мы хотим, чтобы наши дети были храбрыми, открывали для себя новые горизонты - с друзьями, в творчестве и т.д.

Страх вызывает две естественные реакции. Во - первых, вы фокусируете внимание. Увидев змею, готовую напасть на вас на лесной тропинке, вы вряд ли рассеянно и задумчиво пройдете мимо. Кроме того, страх придает вам силы. Уверена, увидев змею, вы рванете, перепрыгивая через бревна, не хуже чемпиона по бегу с препятствиями!

Четыре основных способа побороть страхи:

БУДЬТЕ БЕСПРИСТРАСТНЫ!

В возрасте трех - четырех лет дети часто начинают больше задумываться об окружающем мире, а значит , и испытывать, сильное беспокойство - некоторые психологи даже говорят: «испуганные четырехлетки». Поговорите с детьми, будьте терпеливы и ведите себя, как обычно. Доверяйте детской интуиции - иногда их боязнь по отношению, к какому - то месту или человеку не беспричинна. Страх - своего рода радар, не раз, сослуживший хорошую службу человеческому роду в опасном прошлом.

АНАЛИЗИРУЙТЕ СТРАХИ

Если у ребенка появился страх перед реальными событиями или людьми, объясните, что в жизни такое маловероятно - но на всякий случай разработайте план действий. Подумайте вместе, что нужно сделать, чтобы опять почувствовать себя в безопасности.

3. ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ВЫМЫШЛЕННЫХ СУЩЕСТВ, СКАЖИТЕ ЕМУ ПРАВДУ.

Не стоит искать чудовище под кроватью - если только вы не живете на Комодо, острове ужаса!

4. ЗАТАЕННЫЙ СТРАХ

Если ребенок постоянно чего - то боится, выслушайте его и задумайтесь: может, на самом деле причина боязни кроется где - то еще? Иногда один страх - всего лишь прикрытие для более глубокого, затаенного страха, в котором ребенку трудно признаться.

В заключении скажем, что страх необходим детям, как защитное средство. Не стоит загружать их страшными историями из мира взрослых - мы сами можем о себе позаботиться. Нужно научить их, как справляться с опасными ситуациями, и лучший способ подготовить их к возможным испытаниям и ответить на все вопросы - вместе придумать выход из положения: «Чтобы ты сделал, если...»

Как играть со своим ребенком?

При использовании игр и упражнений необходимо пользоваться правилами, касающиеся организации и проведения игр.

 

15.12.2014г.

Как повысить самооценку

 «Я неудачница», «Я недостойна того, что имею», «Я всегда поступаю неправильно»…Как часто вас посещают такие мысли? Если в этих фразах вы узнали себя, значит, у вас серьезная психологическая проблема – заниженная самооценка.

И, к сожалению, с таким испытанием рано или поздно в своей жизни сталкивается практически любой человек. Только кому-то удается повысить низкую самооценку и наслаждаться своими успехами и достижениями, а кто-то не в силах признать свою индивидуальность и свои возможности. Люди, которые имеют заниженную самооценку, не добиваются своих целей, не могут радоваться жизни, считают, что недостойны даже того, что по праву заслужили…а значит, не могут стать счастливыми.

Очевидно, что достичь счастья и жить в гармонии с собой – один из приоритетов для каждого человека, поэтому необходимо задуматься, как поднять самооценку. И здесь все не так сложно, как кажется на первый взгляд: нужно только немного пересмотреть отношение к себе, к окружающим и к миру в целом. Как повысить самооценку и почему важно это сделать, узнаете из статьи. Полезно почитать всем: мы уверенны, что советы в статье обязательно окажутся вам полезными!

Что такое самооценка?

Самооценка – это оценка индивидом самого себя. Иными словами, в нашем сознании существует некий список хороших и плохих качеств. Если человек имеет адекватную самооценку, он способен использовать свои хорошие качества и бороться с плохими.

Если самооценка занижена, человек просто не способен увидеть и оценить свои хорошие качества – он считает себя неудачником, у него нет стимулов добиваться поставленных целей.

Адекватная самооценка позволяет оценить свою индивидуальность: развиваться в работе, в творчестве, в отношениях, радоваться своим успехам и стремиться к большему развитию.

Человек с низкой самооценкой считает, что от него ничего не зависит, и, даже когда предоставляется шанс реализоваться себя, он ничего не делает. Люди с заниженной самооценкой легко внушаемы, у них постоянно присутствует чувство вины (чаще всего абсолютно необоснованное).

Однако не забывайте, что самооценка – критерий субъективный, т.е. зависит от самого человека. Люди могут видеть вас абсолютно в другом свете («у неё два высших образования, трое детей, достаток в доме, любящий муж – и она считает себя неудачницей?!»). А если самооценка зависит от самого человека, значит, в наших силах повысить самооценку. Но сначала давайте разберемся, по каким причинам возникает заниженная самооценка.

Причины заниженной самооценки

Чаще всего низкая самооценка возникает по вине родителей, а точнее, из-за особенностей воспитания. «Ничего не понимаешь, бестолочь!», «Ты всегда выглядишь, как неряха!», «Одни двойки в дневнике – и в кого ты, такой глупый, уродился?» – если ребенок часто слышал такие фразы, скорее всего, у него сформируется низкая самооценка. Бывает и обратная ситуация: ребенок не слышал ничего подобного, но у мамы или папы была заниженная самооценка. Дети на подсознательном уровне копируют поведение родителей, а значит, взрослый человек не будет иметь адекватную самооценку.

Иногда заниженная самооценка формируется у взрослого, вполне благополучного человека. Виной тому может стать сокращение на работе, неожиданный уход любимого человека и вообще любая крупная неудача, которая может привести к депрессии.

В любом случае, низкую самооценку нужно повышать, особенно представительницам прекрасного пола. Адекватная самооценка – это уже половина успеха в любом деле, будь то воспитание детей, творчество, работа и личная жизнь. Почему важно повысить самооценку женщине и как это сделать, читайте ниже.

Почему важно повышать самооценку

Добиваться поставленных целей. Нормальная самооценка позволит наслаждаться своими достижениями. Если возникнет возможность реализовать себя, психологические проблемы этому не помешают;

Воспитывать детей. Особенно важно повысить самооценку женщине: как было сказано выше, дети копируют поведение родителей на подсознательном уровне. Если мама имеет адекватную самооценку, скорее всего, у ребенка не будет проблем с самооценкой в будущем;

Радоваться жизни. Строить гармоничные отношения, двигаться вверх по карьерной лестнице, постигать и узнавать новое…Повысить самооценку нужно для того, чтобы понять свою индивидуальность, не испытывать постоянное чувство вины и радоваться каждому мгновению жизни.

Советы, как поднять заниженную самооценку, читайте ниже.

Как повысить самооценку

Поднять самооценку вовсе не сложно, для этого достаточно немного изменить свое отношение к миру и к себе. Мы приведем несколько простых советов, которые помогут каждому. Повышение самооценки – процесс довольно медленный, но если вы все будете делать правильно, результаты не заставят себя ждать!

Прежде всего, обозначим привычки и особенности поведения, которые точно не помогут вам повысить самооценку:

·         Сравнение себя с другими людьми. Каждый человек индивидуален, именно в этом и заключается вся прелесть существования. Помните, что всегда найдутся люди, у которых больше денег, больше успехов, лучше жизнь…Но всегда будут и те, кто оказался намного «ниже» вас. Поэтому сравнивать себя с другими – занятие просто бесполезное, и поднять самооценку точно не поможет;

·         Неоправданная самокритика. Каждый раз, когда вы вслух или про себя произносите: «Я неудачница», «Я недостойна того, что имею» и т.д., вы практически занимаетесь самовнушением. Согласитесь, «внушение» себе подобных утверждений не поможет вам повысить самооценку;

·         Неумение принимать комплименты. Вспомните, как часто на утверждение человека «Какая у тебя красивая прическа!» вы отвечали фразой подобного рода: «Ничего особенного, я уложила волосы, как обычно». Именно так вы отклоняете комплименты. Попробуйте в следующий раз, когда услышите что-то хорошее о себе, ответить: «Да, это так. Я старалась, спасибо!»;

·         Жалобы на жизнь. Конечно, трудно отказаться от соблазна поныть о том, как всё плохо. Но задумайтесь: счастливый человек никогда не станет жаловаться, как можно жаловаться на счастье? В следующий раз, когда захочется пожаловаться, подумайте, а как вы можете решить эту проблему. Вы удивитесь, но решение окажется гораздо проще, чем вы предполагали, а вот жалобы исправить ситуацию точно не помогут;

·         Нерешительность. Если решили что выполнить, действуйте! Чем дольше будете «начинать», тем больше будут казаться трудности.

А теперь несколько практических советов, как повысить низкую самооценку:

  • Сделайте список своих достижений и список положительных качеств. В первый список внесите все свои успехи, начиная со школьных лет и по сегодняшний день. Возьмите себе за правило каждый день вносить в список достижений новый пункт, вписывайте даже самые, казалось бы, незначительные мелочи. Встали на 10 минут раньше положенного времени, провели уборку, сделали утреннюю гимнастику – всё это не должно остаться незамеченным. В список положительных качеств внесите все свои хорошие качества, не менее 20 пунктов. Просматривайте эти списки каждый день – очень способствует повышению самооценки!
  • Довольно очевидный совет, как повысить самооценку женщине – запишитесь в фитнесс-клуб или купите абонемент в бассейн. Регулярные занятия спортом повышают настроение, возможно, вы познакомитесь с новыми людьми, а в дополнение ко всему получите стройную, красивую фигуру;
  • Изменить что-то в своем внешнем виде – удачная новая прическа, модное пополнение гардероба или просто приятная мелочь помогут почти любой женщине повысить самооценку, хотя бы на время;
  • Медитируйте. Включите спокойную музыку, хорошо использовать аромалампу с маслами лаванды или жасмина, и погрузитесь в состояние покоя и гармонии. Такая ежедневная практика поможет отвлечься от негативных мыслей, познать свою индивидуальность и в конечном итоге повысить самооценку.

Вернуться назад